Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Методическая копилка

Учебная программа дошкольного образования

Учебная программа дошкольного образования является техническим нормативным правовым актом и определяет цели и задачи изучения образовательных областей, и их содержание, виды деятельности, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания. Разработана она в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании и образовательными стандартами.

Её содержание представлено базовым компонентом и образовательными услугами сверх него в соответствии с количеством часов, установленным Типовым учебным планом.

Учебная программа основана на следующих принципах:

  • принцип амплификации развития (А.В. Запорожец), предполагающий расширение возможностей развития психики ребёнка за счёт максимального формирования всех специфических детских видов деятельности, в результате чего происходит не только его интеллектуальное, но и личностное развитие;
  • онтогенетический, ориентирующий на учёт закономерностей формирования интеллекта, эмоций, форм, функций речи и различных видов деятельности ребёнка в онтогенезе;
  • принцип учёта ведущего вида детской деятельности, рассматривающий игру как одно из важнейших условий социализации детей от рождения до семи лет;
  • принцип целостности и системности, отражающий тесную взаимосвязь и взаимообусловленность развития психических процессов и новообразований;
  • принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребёнка, обращённый к организации и управлению его деятельностью с учётом направленности интересов и становления субъектности в условиях совместной деятельности со взрослыми;
  • принцип проблематизации содержания образования, являющийся источником психического развития детей;
  • принцип интеграции, обусловливающий ограниченное объединение содержания каждой образовательной области как с содержанием всей учебной программы, так и с другими образовательными областями;
  • принцип культуросообразности, обеспечивающий становление различных сфер самосознания ребёнка на основе познания культуры мира, своего народа, ближайшего социального окружения;
  • принцип интегративности, предусматривающий возможность использования поликультурного содержания в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, костюмированной музыкальной);
  • принцип преемственности, отражающий преемственные связи как между первым уровнем основного образования -  дошкольным – и первой ступенью общего среднего образования, так и в содержании образовательных областей учебной программы на основе поступательного развития воспитанников, которое обеспечивается усложнением задач, степенью проявления их самостоятельности и включением в различные виды детской деятельности.

С учётом целей и задач содержание программы структурировано по пяти направлениям: физическое, социально- нравственное и личностное, познавательное, речевое, эстетическое развитие. Каждое направление представлено образовательными областями, которые даются по годам жизни от рождения до 7 лет. По каждой из них даны показатели развития воспитанников, являющиеся ориентирами для педагогов в определении реализации программы и достижений детей.

 «Физическое развитие воспитанника».

Содержание реализуется в образовательной области «Физическая культура» и предусматривает формирование культуры движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, броски) и их освоение, активности, позитивного отношения к миру и себе, основ здорового образа жизни, первичных представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления, воспитание физических и личностных качеств.

 «Социально-нравственное и личностное развитие воспитанника».

Реализуется в образовательной области «Ребёнок и общество» и предполагает формирование у него стремления к самопознанию, позитивного отношения к себе, взрослым и сверстникам,  первоначальных преставлений о личной гигиене и культуре питания, основах безопасной жизнедеятельности, мире и родном крае, отношения к ним, воспитание нравственности, патриотических чувств, трудолюбия, приобщение к общечеловеческим ценностям, национальным культурным традициям, сопричастности к современным событиям.

Особую роль в социальном развитии играет воспитание основ культуры безопасной жизнедеятельности и трудовое воспитание. Традиционные виды труда – самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной – представлены в образовательных областях «Ребёнок и общество», «Ребёнок и природа», «Искусство».

 «Познавательное развитие воспитанника».

Реализуется в образовательных областях «Ребёнок и общество», «Элементарные математические представления», «Ребёнок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Искусство» и направлено на обеспечение развития психических познавательных процессов и способностей, овладение способами и средствами деятельности; формирование, расширение и обогащение представлений об окружающем мире, умения устанавливать закономерности в окружающем природном и рукотворном мире, воспитание действенного, бережного и ответственного

отношения к нему, таких качеств личности, как самостоятельность,

целеустремлённость, инициативность и др.

 «Речевое развитие воспитанника».

Реализуется в образовательных областях «Развитие речи и культуры речевого общения», “Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін”, «Обучение грамоте» и обеспечивает овладение нормами и правилами родного языка, развитие коммуникативных способностей, элементарное осознание языковой действительности, подготовку к обучению грамоте. При этом коммуникативная функция рассматривается как основная в речевой деятельности воспитанников, а диалог – как универсальная форма речевого общения.

 «Эстетическое развитие воспитанника».

Реализуется в образовательной области «Искусство» и предусматривает воспитание основ общей и художественной культуры, развитие эстетического отношения к миру, художественных способностей и эстетических чувств, детского творчества средствами фольклора и художественной литературы, изобразительного искусства (архитектура, дизайн, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство), музыкального искусства, хореографии, театра.

Содержание образовательных услуг сверх базового компонента – «Хореография», «Иностранные языки», «Детское ручное ткачество» - определено закономерностями развития детей и не должно превышать максимально возможностей нагрузки, определённой Типовым учебным планом. В свою очередь, в «Материнских школах», группах кратковременного пребывания содержание определено базовым компонентом.

 Также в помощь педагогам дан список рекомендуемой литературы, УМК «Мои первые уроки», учебных наглядных пособий: «Мир детства», «Умей-ка», «Страницы родной земли».

Учебная программа основана на признании самоценности детства и построена на основе личностно-деятельностного и культурологического подходов, в рамках которых деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. Её реализация поможет вам обеспечить разностороннее развитие и саморазвитие ребёнка, сформировать у него нравственные нормы, подготовить к успешному переходу на следующий уровень образования.

 

Разделы сайта