Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Для воспитателя

Документация, отражающая содержание деятельности воспитателя

№ п/п

Документация, отражающая содержание деятельности воспитателя

Основные требования

1

План образовательной работы

Наличие основных разделов

Наличие основных разделов

Годовые задачи

Соответствие текущим годовым задачам учреждения на учебный год

Источники планирования

Наличие современных учебных изданий по всем образовательным областям, соответствующих требованиям Кодекса об образовании РБ

Список детей

Соответствие изменениям в течении года

Циклограмма

Соответствие содержание работы всем видам детской деятельности

Разнообразие форм и методов организации основных видов детской деятельности

Сотрудничество с семьей

Наличие разнообразных форм организации работы с семьей

Соответствие содержание работы с родителями годовым задачам учреждения, сезону, возрасту воспитанников.

Индивидуальная работа

Планирование по всем образовательным областям на 4 недели

Соответствие содержание данной работы с пройденными темами организованной детской деятельности.

Физкультурно-оздоровительная работа

Соответствие утренней гимнастики плану руководителя физвоспитания

Наличие активного отдыха в соответствии с возрастом и сезоном.

Разнообразие основных движений и упражнений на прогулке

Дополнения

Наличие изменений в образовательном процессе (дата, образовательная область, форма организации, содержание, источник)

Организованная деятельность

Наличие программного содержания, источников планирования

Соответствие тематическому планированию

Детская деятельность

Соответствие тематическому планированию и сезону

Наличие основной цели организации основных видов детской деятельности

Разнообразие форм и методов организации детской деятельности

Наличие тематического планирования

Соответствие тем социальному опыту воспитанников, сезонным изменениям

Планирование организованной и детской деятельности, образовательной среды в соответствии с темой

Период планирования

Тематическое планирование осуществляется на год

Календарное планирование осуществляется помесячно.

2

Протоколы родительских собраний

Форма написание протоколов

Протокол должен содержать следующую информацию:№ протокола, дата и место проведения, секретарь собрания, количество присутствующих, повестка дня,   информация по рассматриваемым вопросам повестки дня (слушали, выступили, решили (если есть необходимость))

Содержание

Актуализация рассматриваемых вопросов на собраниях относительно годовых задач учреждения, направлению работы учреждения, возрасту воспитанников, сезону.

Наличие выступлений узких специалистов учреждения

Наличие активных форм организации собрания

3

Сведения о родителях и детях

Содержание

Точные сведения о регистрации и месте проживания воспитанника.

Точные сведения о законных представителях воспитанников (контактные телефоны, место работы, образование и т.д.)

4

Табель посещаемости детей

Содержание

Наличие соответствующих документов на выходной день воспитанникам группы

5

Картотеки (игр, занятий, пособий и т.д.)

Содержание

Соответствие возрастным особенностям воспитанников

Разнообразие картотек

6

Тетрадь по самообразованию

Наличие основных разделов

Тематика

Соответствие темы самообразования, имеющимся проблемам и затруднениям, годовой задаче учреждения (1 год)

Соответствие темы по самообразованию теме предстоящего обобщенного опыта (3 года)

Изучение нормативно-правовых документов

Наличие отражения новых нормативно-правовых актов, документов

Наличие изучения научно-правовых документов, методической литературы по выбранной тематике.

Участие в методической работе

Наличие участия в методической работе на разных уровнях: учреждение, город, район, область

Индивидуальный план по самообразованию

Наличие темы, цели, этапность, временного промежутка, содержания работы, выхода или результативности проведенной работы в каждом периоде.

НА ГОД:

Страница1

План образовательной работы группы № (название) ГУО « Дошкольный центр развития ребенка №58 г.Минска» на ____/_____ учебный год.

Заведующая:

Заместитель заведующего по основной деятельности:

Воспитатели группы:

Страница 2

Задачи дошкольного учреждения на учебный год.

Страница 3

Списки детей с дифференциацией (в виде таблицы)

Список детей:

Дата рождения ребенка

Пол ребенка

Двигательная активность

Занятия в кружках

Страница 4

Список основной и дополнительной литературы с указанием автора, года и издательства.

Страница 5

Сетка занятий, игр-занятий , расписание утренней гимнастики, работы кружков.

Страница 6

Перспективный план на год (Темы планирования)

Страница 7

Циклограмма совместной деятельности воспитателя с детьми

Страница 8

Условные обозначения, которые используются в планировании

                                         НА МЕСЯЦ

Страница 9

Физкультурно-оздоровительная работа (все желательно уместить на одной странице в виде таблицы):

  • Утренняя гимнастика
  • Подвижные игры и упражнения на прогулке
  • Игры соревновательного характера;
  • Физкультурные досуги
  • День здоровья
  • Игры с элементами спортивных игр
  • Предматематические представления
  • Обучение грамоте
  • Развитие речи
  • Изобразительная деятельность
  • семинары (где подводятся итоги самостоятельной работы педагога);
  • заседания методических объединений и творческих групп;
  • посещение занятий;
  • коллективные просмотры и др.
    • Сведения о педагоге
    • Изучение нормативно-правовых документов
    • Участие в методической работе:
    • Задачи дошкольного учреждения на учебный год (сводная)
    • Задачи по самообразованию (сводная по годам)
    • Индивидуальный план по самообразованию:

Страница 10

Активный досуг

Ит.п.

№П/П

Содержание работы

Дата

Ответственный

Страница 11-15+

Учебная деятельность. Образовательная работа

(планирование занятий, игр-занятий и деятельности в режиме дня)

Страница 16+

Индивидуальная деятельность по… (на 4 недели)

Содержание работы

Методы и приемы

Имя ребенка

учет

Страница 17+

Тематические праздники и развлечения(развлечения – 2 раза в месяц)

№П/П

Содержание работы

Дата

Ответственный

Страница 18+

Сотрудничество с семьей

Тема

Форма организации

Срок проведения

ответственный

Анкетирование, посещение на дому, родительские собрания, консультации (тема), выставки( тема), участие родителей в совместных мероприятиях, сотрудничество и т.п

Страница 19+

Дополнения

Дата

Образовательная область

Программное содержание

Источник планирования

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ:

1.Целенаправленность и конкретность программного содержания занятий, игр-занятий

2.Кракткость и компактность содержания плана

3.Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

4. Системность и последовательность

5.Связь всех видов деятельности

6. Вариативность форм организации детской деятельности

7.Повторность учебного материала с последующим усложнением

8.Отражение специфики учреждения

9. Отражение годовых задач учреждения в содержании образовательных задач

10. Наличие триады задач (воспитательная, образовательная, развивающая) в планировании организованной деятельности

Самообразование – это регламентированный вид деятельности, имеющий свою структуру (алгоритм), методы, функции, формы, что естественно, требует продуманного подхода

Самообразование не должно сводиться только к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

                 Формы контроля за самообразованием:

Основные разделы ведения тетради по самообразованию

(Ф.И.О.)_____________________________________________

Должность___________________________________________

Образование (Когда и какое учебное заведение окончил)_______________

Стаж работы в должности _________________________________________

Обучение на курсах (когда и по какой теме)__________________________

Наименование документа

Основные положения

Литература

Дата

- на уровне ДУ (открытые просмотры, участие в семинарах, педсоветах и т.д.)

- на уровне района (РМО, августовские секции, семинары и т.д.)

- на уровне области (участие в конференциях, семинарах)

План – одна из наиболее часто встречающихся форм написания индивидуального плана по самообразованию, презентация которого может быть вариативной (оформляется в виде таблицы или текста). Например:

План по самообразованию

Тема:

Цель:

Задачи:

Индивидуальный план по самообразованию

Этапы работы

Цель

Сроки

Содержание

Форма представления результатов

Выводы и заключения:

Целесообразно разрабатывать план на один учебный год, но можно и на 2-3 года. В этом случае имеет смысл задачи планировать по годам, т.е. циклам и функционирования учреждения.

  1. Образовательная ситуация на занятии конструируется таким образом, чтобы ребенок обязательно занимал активную позицию: в процессе деятельности он должен выступать то слушателем, то наблюдающим, то действующим.
  2. На занятии должен главенствовать дух открытий.
  3. Обязательны смены мизансцен и движений.
  4. Очередной вид деятельности следует начинать с постановки задачи в общем виде.
  5. Не принимать ответы детей без обоснования их мнения и не оставлять без внимания ни одного ответа (учить детей исправлять свои ошибки и устанавливать их причину).
  6. Помнить об необходимости развития речи в любых формах деятельности.
  7. Отказаться от судейской роли: когда ребенок говорит, он обращается к детям, а не к воспитателю.
  8. Учить детей видеть возможность многовариативности выполнения заданий.
  9. Статистическая поза ребенка не должна превышать 50% времени всего занятия.
  10. Продолжительность работы в тетрадях на печатной основе или в клетку по обучению грамоте или математике – не более 10 минут на одном занятии.
  11. В процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения.
  12. Необходимо поддерживать у детей ощущение успешности.
  13. Поощрять необходимо искренне, хвалить нужно от души, а верить и доверять безоговорочно.
  14. Сравнивайте достижения ребенка только с его собственными, а не с достижениями другого ребенка. Избегайте отрицательных оценок и личности ребенка в целом, результатов его деятельности.
  15. Обеспечивать успех во всех делах ребенка, а особенно в творчестве, через разумную дозу помощи – задача любого педагога.
  16. Учитывайте: лучше слышать того, кто тише говорит.
  17. Обучая детей, учитывайте их индивидуальные особенности. Максимум внимания уделяйте отстающим: с новым материалом их знакомить нужно раньше, чем других детей (они должны опережать, а не догонять группу)
  18. Средства наглядности должны иметь границы, т.е. соответствовать возрасту детей, их возможностям, а также программным требованиям, этапу усвоения материала.
  19. Обучение должно проходить в контексте практической и игровой деятельности детей, в процессе решения ими проблемных задач.
  20. Знайте: только имея с ребенком хороший личный контакт можно его чему-то научить.
  21. Помните: принудительное обучение чему-либо бесполезно.
  22. Обучение надо организовать таким образом, чтобы ребенок занимался с желанием, был инициативным! Необходимо постоянно поощрять усилия ребенка и само его стремление узнать что-то новое, научиться новому.
  23. Знайте: только имея с ребенком хороший личный контакт можно его чему-то научить.
  24. Дети должны научиться точно и связно выражать свои мысли: не нагружайте их обилием терминов – объясните суть выражаемых ими понятий. Понимание важнее запоминания.
  25. 1Нормативно-правовые и инструктивно-методические документы, регулирующие деятельность дошкольного учреждения.
  26. 2.Литература (для своей возрастной группы):
  • Документация педагога (примерный перечень документации педагога ДУ см. «Методические рекомендации к началу 2007-2008 учебного года для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования»//Пралеска.-2007.-№7). Документацию воспитателя целесообразно разместить по трем разделам:
  • Методическая;
  • Детская;
  • Картотека на имеющуюся литературу.

Литература должна размещаться в соответствии с образовательными областями и соответствующим образом промаркирована: литература, рекомендована к использованию Министерством образования РБ, российская литература, (зарубежная литература).

  1. 3.Методический материал (для своей возрастной группы):
  • Конспекты занятий;
  • Сценарии занятий, праздников, развлечений, игровых комплексов, игр и т.п. по образовательным областям
  • Рекомендации, памятки.
  1. 4.Картотеки:
  • Дидактических игр;
  • Музыкально-дидактических игр;
  • Подвижных игр;
  • Физминуток и т.п.
  1. 5.Дидактические, наглядно-дидактические, раздаточные, демонстрационные материалы (для организации занятий по реализации задач учебной программы «Дошкольного образования» по всем разделам).
  2. 6.Материалы для организации занятий по изобразительной деятельности

(отдельно размещаются материалы для рисования, лепки, аппликации, конструирования, детского дизайна, ознакомления с произведениями изобразительного искусства):

  • Материалы и оборудования для занятий;
  • Образцы работ;
  1. 7.Материалы по организации взаимодействия с родителями:
  • Тексты консультаций;
  • Образцы анкет;
  • Материалы анкетирования и т.д.

Для систематизации материалов необходимо составить паспорт (номенклатуру) микрокабинета, где указывается наименование материала и место его расположения.

Общение

Познавательно-практическая деятельность

Игровая деятельность

¨     Беседа

¨     Диалог

¨     Рассказывание

¨     Рассматривание иллюстраций, открыток.

¨     Описание

¨     Викторины

¨     Разгадывание кроссвордов

¨     Просмотр диафильмов

¨     Чиение худ. литературы.

¨     Придумывание рассказов, сказок, писем, телеграмм, объявлений, реклам.

¨     Придумывание загадок.

¨     Этюды

¨     Коммуникативные ситуации

¨     Ситуации невербального общения

¨     Объяснения

¨     Пояснения.

¨     Решение проблемной ситуации;

¨     Ритуалы общения;

¨     Тренинг

¨     Моделирование

¨     Макетирование

¨     Экскурсия

¨     Наблюдения (за живой и неживой природой)

¨     Опыт

¨     Эксперимент

¨     Введение дневников наблюдений

¨     Обследование предметов и пространства (измерение, счет)

¨     Целевые прогулки

¨     Изучение карт, планов схем.

¨     Экскурсии

¨     Задания на развитие воображения

¨     Сравнение предметов, объектов;

¨     Составление коллекций, гербариев

¨     Сортировка-классификация;

¨     Составление маршрутов.

¨     Сюжетно-ролевые игры

¨     Дидактические игры

¨     Режиссерские игры

¨     Строительные игры

¨     Развивающие игры

¨     Музыкально-дидактические игры

¨     Подвижные игры

¨     Спортивные игры

¨     Игры-драматизации

¨     Игровые обучающие ситуации;

¨     Игры-забавы;

¨     Игры-рекламы, путаницы, телепередачи, путешествия.

¨     Викторины, головоломки;

¨     Игры-упражнения;

¨     Игры-соревнования

¨     Хороводные игры

 

Учебная деятельность

Художественная деятельность

Трудовая деятельность

¨     Занятия:

-игровые;

-комплексные;

-интегрированные;

-познавательные;

-поисково-исследовательские;

-экспериментальные;

-сюжетно-тематическое;

-занятия-путешествия;

-игровые комплексы;

-и др.

¨     Художественно-речевая и театрально-игровая деятельность:

-игры-драматизации;

-чтение сказок и рассказов;

-рассказывание сказок и рассказов;

-прослушивание в записи музыкальных произведений;

-прослушивание в записи художественных произведений;

-заучивание потешек, пословиц, стихов, загадок, поговорок и т.п.

-инсценирование;

¨     Музыкальная деятельность:

-прослушивание музыки;

игра на музыкальных инструментах;

-развлечения;

-музыкально-дидактические игры;

-придумывание песенок и танцев.

¨     Изобразительная деятельность:

-рассматривание картин и иллюстраций; и других произведений изобразительного искусства;

-изготовление декораций к спектаклям;

-изготовление атрибутов к различным видам театров;

-изобразительная деятельность;

-Оформление вернисажей, выставок;

¨     Трудовые поручения;

¨     Самообслуживание;

¨     Хозяйственно-бытовой труд:

-коллективный, групповой, поручения

¨     Труд в природе;

¨     Ручной труд:

-изготовление книжек-самоделок,

-составление коллажей,

-вязание, вышивание,

-изготовление игрушек-самоделок.

-изготовление открыток подарков

¨     Дежурство;

В основу планирования должен быть положен здравый смысл в единстве с ответственностью за ребенка, с пониманием его потребностей и запросов

Индивидуальные

Коллективные

Наглядно-информационные

1.Посещение на дому (1-2 раза в год)

2.Индивидуальные консультации

3.Индивидуальные беседы

4.Участие родителей в подготовке и проведении воспитательно-образовательного процесса.

5.Работа консультационного пункта (предполагает организацию консультаций для желающих в определенное время несколькими специалистами, имеющими разную квалификацию: воспитателем, психологом, руководителем физического воспитания, музыкальным руководителем и т.д.)

1.Родительские собрания

2.Лектории (предполагает обучение родителей через распространение психолого-педагогических, медицинских,   других знаний на лекциях по соответствующим проблемам)

3.Конференции, семинары ( активное обсуждение психолого-педагогических проблем, которое предполагает подготовку докладов, обмен мнениями, разработку рекомендаций).

4.Диспуты, дискуссии (активное обсуждение проблемы путем высказывания различных мнений и аргументов)

5.Круглые столы, вечера вопросов и ответов.

6.Устные журналы ((выступления педагогов с тематическими сообщениями, в ходе которых даются и практические рекомендации родителям).

7.Групповые консультации.

8. Тренинги (организованное социально-психологическое обучение родителей психологическим навыкам).

Деловые и ролевые игры (обыгрывание родителями различных проблем, педагогических ситуаций).

9.Экскурссии (совместное посещение детьми, родителями, воспитателями зон отдыха, культурных мест и т.д.).

10.Родительские школы (долговременное обучение родителей).

11.Заседание клубов по интересам.

12.Дни открытых дверей.

13. Формы работы на основе телепередач: «КВН;, «Поле чудес», «Моя семья», «Один против всех» и т.пю.

14.Благотворительные акции.

15.Концерты.

16. Анкетирование, опрос.

1.Родительские уголки.

2. Рукописные журналы, папки-передвижки. (самостоятельная издательская деятельность воспитателей где подбирается и оформляется теоретический и практический материал).

3. Выставки (фотовыставки, выставки детских работ, семейные выставки).

4. Обмен литературой.

5. Родительские газеты.

Использованная литература:

1. Кодекс об образовании Республики Беларусь.

2. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РБ к 2007-2008 учебному году//Пралеска, №7 2007

3.Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении:Программа и методические рекомендации/Нау.рук-ль Е.А.Панько.- Минск, 2000

4.Гуз, А.А.. Родители и педагоги: шаг на встречу / А.А.Гуз.- Мн.- 2004

5.Гуз, А.А. Взаимодействие ДУ и семьи / А.А.Гуз. – Мозырь.- 2007

6.Житко, И.В. Планирование работы дошкольного учреждения/ И.В.Житко.-Минск «Университетское», 2002

ОСНОВНАЯ  ДОКУМЕНТАЦИЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  РАБОТНИКОВ  УЧРЕЖДЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Инструктивно-методическое письмо МоРБ к 2019/2020 учебному году УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

Воспитатель дошкольного образоваения:

  1. План образовательного процесса с воспитанниками
  2. Протоколы родительских собраний
  3. Табель учета ежедневной посещаемости воспитанниками учреждения дошкольного образования
  4. Сведения о родителях и воспитанниках.
  5. Схема рассадки воспитанников группы во время организации режимных момоентов и образовательного процесса.


 

Музыкальный руководитель:

  1. План образовательного процесса с воспитанниками
  2. План проведения музыкальных развлечений


 

Руководитель физического воспитания:

  1. План образовательного процесса с воспитанниками
  2. План проведения физкультурных досугов


 

    


 

Педагог-психолог:

  1. План работы на месяц
  2. Индивидуальные психодиагностические материалы
  3. Журнал учета индивидуальных консультаций.

Организация познавательно-практической деятельности в учреждениях дошкольного образования

В учреждении дошкольного образования познавательно-практическая
деятельность (экспериментирование) может быть организовано в трёх
основных формах:
-занятие
-совместная деятельность педагога и воспитанника
-самостоятельная деятельность детей.
Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы по
какой-то исследуемой проблеме, позволяющей систематизировать
представления детей.
      Такие занятия проводятся не чаще чем одно в две-три недели.
      Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут
быть также частью, отдельным этапом любого другого занятия с детьми (по
математике, по развитию речи, по конструированию и пр.),
ориентированного на разные виды детской деятельности (музыкальной,
изобразительной, естественнонаучной и др.).
Примерный алгоритм экспериментирования.
- Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение,
рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений,
фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
- Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные,
развивающие, воспитательные задачи). Игровой тренинг внимания,
восприятия, памяти, логики мышления.
Предварительная исследовательская работа с использованием
оборудования, учебных пособий (в мини-лаборатории или в познавательно-
практическом центре).
- Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста
детей, изучаемой темы.
- Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники
наблюдений, коллажи, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с
целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам
исследования..
Примерная структура занятия-экспериментирования.
- Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта
проблемной ситуации.
- Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован
до занятия).
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе
осуществления экспериментирования.
- Уточнение плана исследования.
- Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне
исследования.
- Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров
группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и
результаты совместной деятельности детей в группах.
- Анализ и обобщение  полученных детьми результатов экспериментирования.
Предметная пространственная среда для экспериментирования в
учреждении дошкольного образования.
Организация мини-лаборатории или уголка познавательно-
практической деятельности в учреждении дошкольного образования.
В мини-лаборатории (уголке познавательно-практической
деятельности) может быть выделено:
- Место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные
коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья
и т.д.)
- Место для приборов. Место для выращивания растений.
- Место для хранения материалов (природного, бросового).
- Место для проведения опытов.
- Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» или
ёмкость для воды, песка, мелких камней и т.п.).
- Приборы и оборудование мини-лабораторий (примерные):
- Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные,
аптечные, настольные), магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь,
верёвки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики,
взбивалки, мыло, щётки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без
игл, пищевые красители, ножницы, отвёртки, винтики, тёрка, клей,
наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, колёсики, мелкие вещи из
различных материалов (дерево, пластмасса, металл), мельницы.
- Ёмкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы,
величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
- Материалы: природные (жёлуди, шишки, семена, скорлупа, сучки,
спилы дерева, крупа и т.п.); бросовые (пробки, палочки, куски резиновых
шлангов, трубочки для коктейля и т.п.); неструктурированные (песок, вода,
опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельчённый пенопласт).
Оформление и содержание уголков экспериментирования.
Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, могут
распределяться по разделам:
«Песок и вода»,
«Звук», 
«Магниты», 
«Бумага», 
«Свет», 
«Стекло»,
«Резина».
      Материалы для детского экспериментирования располагаются в
доступном для свободного экспериментирования месте и должны быть в
достаточном количестве.
      В уголок помещают карточки-схемы проведения экспериментов,
оформленных на плотной бумаге и ламинированных; на обратной стороне
которых описывается ход проведения эксперимента.
      В уголке располагают индивидуальные дневники экспериментов, где
ставится дата их проведения, название и помечается, самостоятельно или
совместно с воспитателем проведён эксперимент.
      В каждом разделе на видном месте вывешиваются правила работы с
материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения,
разрешающие и запрещающие знаки. Материал, находящийся в уголке
экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития
ребёнка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для
проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одарённых
детей и детей с высоким уровнем развития.
      
Материалы для организации детского экспериментирования в группах:
Младший и средний дошкольный возраст:
бусины, пуговицы;
верёвки, шнурки, тесьма, нитки;
пластиковые бутылочки разного размера;
разноцветные прищепки;
камешки разного размера;
винтики, гайки, шурупы;
пробки; пух и перья;
разноцветные резинки; фотоплёнка;
полиэтиленовые пакетики; семена бобов, фасоли, гороха;
косточки и скорлупа орехов;
спилы дерева; вата, ватин, синтепон;
деревянные катушки;
упаковки от киндер-сюрпризов;
глина, песок; вода и пищевые красители;
бумага разного сорта (обычная, картон, наждачная, копировальная и
Старший дошкольный возраст:
прозрачные и непрозрачные сосуды разной формы и разного объёма
(стаканы, ковшики, миски, бутылочки);
мерные ложки; сита и воронки разного объёма из разного материала;
резиновые груши разного объёма; половинки мыльниц, формы для
изготовления льда, контейнер для яиц, пластиковые упаковки от конфет;
резиновые и пластиковые перчатки;
пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл;
резиновые и пластиковые трубочки, соломки для коктейля;
пищевые красители, растворимые продукты (соль, сахар);
взбивалка, деревянная лопатка, шпатели, палочки от мороженого;
природный материал (ёмкости с землёй, глиной, песком, водой,
камешками;
спил и листья деревьев, мох, семена, ракушки);
бросовый материал (кусочки кожи, меха, ткани, поролона;
пенопласт, коробки, пробки, пластмасса);
технические материалы (гайки, болты, винтики, шурупы, скрепки,
детали конструктора) в контейнерах; прихватки, пинцеты с закруглёнными
концами;
увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовки, пробирки, компас,
магниты; рулетка, портновский метр, линейка, треугольник;
механические, песочные часы; весы;
свеча в подсвечнике; календари (отрывные, перекидные);
бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры;
степлер, дырокол, ножницы с тупыми концами;
клеёнчатые фартуки, нарукавники, щётка, совок, детские халаты,
полотенца;
тальк, детский крем;
контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов;
тематические материалы («транспорт», «океан», «лес»).
Планирование работы с детьми по познавательно- практической
деятельности (экспериментированию).
      Познавательно- практическая деятельность (экспериментирование) как
один из видов детской деятельности требует от педагога умения грамотно
планировать эту деятельность, а именно: отбирать познавательный материал,
систематизировать его в соответствии с выбранной проблематикой,
разработать перспективный проект изучения с детьми того или иного
явления.
      Педагогу важно проработать исследовательский подход, 
предусматривающий серию взаимосвязанных опытов и экспериментов.
      Такой подход даёт возможность постепенно, последовательно знакомить
детей с тем или иным объектом или явлением окружающей
действительности, рассмотреть его с разных сторон, выделяя связь объекта с
живой или неживой природой, с миром социальным (обычаи, праздники и
пр.) и предметным (всё, что создано руками людей). 
      Планируются мероприятия в календарно-тематическом планировании. Содержание исследований, их тематика, проблематика разрабатываются с учётом требований  учебной программы дошкольного образования.

Консультация для воспитателей дошкольного образования

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, решаемых дошкольными образовательными учреждениями. Он осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на занятиях по обучению грамоте. Обучение построено на последовательном, поэтапном обучении детей звуковому и звуко-буквенному анализу, чтению, подготовке руки ребенка к письму. Одна из основных целей подготовки к обучению грамоте в дошкольном учреждении - ознакомление детей со звуковым строением слова, его звуковым анализом. И необходимо знакомить детей со звуковой стороной слова, самыми простыми формами его анализа уже со средней группы детского сада, то есть с 4 лет, когда резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. В этом возрасте дети наиболее восприимчивы к звуковой стороне языка и проявляют особый интерес к словам и звукам. В средней группе комплексно решаются следующие задачи:

1. Ознакомление со словом (слова звучат по-разному и похоже; их можно разделить на слоги, моделирование). Чтение художественных произведений, словарные упражнения, помогающие употреблять термин «слова»: «Образуй новые слова от слова образца «зайчишка», «зайчик», «зайчонок». «Назвать сюжетную картинку или группы предметов одним словом (игрушки, овощи, фрукты)». «Назвать слова, обозначающие качество предметов, например яблоко (круглое, красное, кислое)». «Задания на различение слов сходных по звучанию: мишка-шишка, баран-банан и т. д.». «Задания на ознакомление детей со слоговой структурой слова», это очень важно для последующего чтения. Нужно научить ребенка слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность. Дошкольники знакомятся с моделированием (графическое изображение слова с помощью прямоугольника), учатся делить прямоугольник на столько частей, сколько слогов в данном слове - это один из принципов обучения чтению.

2. Ознакомление со звуками (в словах «живут» звуки окружающего мира, звуки бывают твердые и мягкие). Ознакомление с изучаемым звуком проходит 4 этапа, которые сменяют друг друга:

  • в словах живут звуки окружающего мира («Песенка Жука»);

  • интонационное выделение звука (интонационное произношение заданного звука в слове, изолированное произношение звука, изолированное произношение первого звука в слове);

  • формирование умения различать твердые, мягкие согласные;

  • названия слов с заданным звуком;

Ознакомление со звуковой стороной слова способствует формированию представления о слове, является основой для последующего обучения анализу его слоговой и звуковой структуре. Словесные игры («Подскажи словечко», «Закончи предложение») приучают внимательно слушать стихотворения, способствуют развитию фонематического слуха, правильному произношению заданного звука в словах.

3. Развитие моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму. Развитие мелкой моторики (гимнастика для пальцев рук) тесно связанно с речью детей. С этой целью проводятся специальные упражнения для пальцев рук, состоящие из последовательных действий, которые сопровождаются стихотворениями, считалками, потешками. Выполнение упражнений способствует тренировке пальцев, которые становятся подвижными, гибкими. Исчезает скованность движений.

Возраст 5-7 лет - этап развития звуко-буквенного анализа и формирования первоначальных навыков чтения. В этом возрасте дети научатся проводить фонетический разбор слов:

  1. Количество слогов;

  2. Гласные звуки (ударные и безударные);

  3. Согласные звуки (твердые и мягкие, звонкие и глухие);

  4. Количество звуков и букв.

Подготовка детей 5-7 лет к обучению грамоте включает два основных направления:

  1. Освоение фонетической стороны речи с целью развития у детей способности ориентироваться звуковой действительности языка.

  2. Подготовка руки ребенка к письму - овладение некоторыми графическими умениями.

Решаются основные задачи:

- учить детей проводить звуковой анализ слов (согласные и гласные, ударные и безударные, согласные твердые и мягкие);

- учить сравнивать слова по звучанию, подбирать слова на заданный звук;

- знакомить детей с графическим изображением буквы;

- обучать чтению слогов;

- развивать и укреплять мелкие мышцы рук.

На первых занятиях педагог уточняет понятия детей о гласных и согласных звуках, длинных и коротких словах. Знакомство с буквами алфавита начинается с гласных А, О, У, Ы, Э, что на следующем этапе ознакомления с согласными позволит детям читать слоги и слова из этих букв. При введении первых согласных дети начинают читать слоги, слова, знакомятся с условными обозначениями гласных, согласных, учатся работать со схемами слов. Читая слова, они знакомятся с ударным слогом, ударной гласной. На занятиях дети учатся выделять изучаемый звук и слово, определяют какой звук: гласный или согласный. Учатся находить слова с этим звуком в тексте и запоминать их, что способствует обогащению словарного запаса дошкольников. Далее дети тренируются в определении места звука в слове, затем идет знакомство с буквой, которая обозначает этот звук. Важно научить различать понятия «звук» и «буква» (звук - то, что мы слышим и произносим, а буква - то, что мы видим и пишем. Буква - это «одежда» для звука). Затем идет штриховка буквы: гласные штрихуются красным цветом, согласные - синим (твердые) и зеленым - мягкие. Дети учатся писать печатную букву в рамках клетки одинаковой высоты и ширины. Это работа способствует развитию графических навыков, готовит руку ребенка к письму. Развитие навыка звуко-буквенного анализа слов проводится поэтапно:

- определение количества слогов в слове;

- последовательное произношение каждого звука в слове;

- определение количества звуков в слове;

- построение звуковых «домиков», где каждому звуку отводится своя клетка-«комнатка» (количество клеток соответствует количеству звуков);

- обозначение звуков их определенным цветом (гласные - красным, твердые согласные - синим, мягкие согласные - зеленым).

По мере изучения букв дети учатся читать слоги, слова из 2-3 слогов.

На занятиях по ознакомлению со звуками и буквами решаются следующие задачи:

- познакомить с понятием «звук»;

- учить выделять звук в слове;

- учить определять место звука в слове;

- познакомить с понятием «буква»;

- учить наблюдать за работой артикуляционного аппарата при произнесении звуков;

- развивать мелкую моторику пальцев рук.

Но группа гласных Я, Ю, Е, Ё, И вызывает трудности у детей, так как они обозначают два звука «ЙА» и т. д. Поэтому детям дается такое понятие: согласные звучат твердо, если после них пишутся А, О, У, Ы, Э и мягко, если после согласных стоят Я, Е, Ё, Ю, И. С этими понятиями дети справляются довольно легко, потом дети узнают о звонких и глухих согласных. Детям говорим так: согласные, которые произносятся с выключением голосом и состоят только из шума, называются глухими. Звуки, которые произносятся с участием голоса, намного звонче глухих, за это они и получили свое название «звонкие». Далее происходит знакомство со смягчающей функцией мягкого знака и разделительные функции твердого знака.

Основной метод обучения в работе с дошкольниками - это наглядность. Дошкольники не только видят буквы и слышат звуки, но и могут на практике в тетради применить полученные знания и умения, осуществить самоконтроль, самооценку своей работы. Древняя пословица гласит: «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я понимаю».



Разделы сайта