Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Воспитателям

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА БЕЛОРУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Первым языком, которым овладевают дети дошкольного возраста, выступает русский. При этом приобщение детей к белорусскому языку происходит также довольно рано. Дети слышат его по радио, телевидению, в детском саду (отдельные занятия, праздники). У воспитанников создаются «жизненные» представления о русском и белорусском языках, наблюдается постепенное сознательное отличие этих языков.

С учетом ситуации близкородственного двуязычия система дошкольного образования в Беларуси является билингвальной, как по форме (в республике действуют учреждения дошкольного образования с белорусским и русским языками обучения), так и по содержанию (в соответствии с учебной программой в образовательный процесс учреждения дошкольного образования включены два близкородственных языка).

Билингвальное образование обеспечивает полноценное развитие личности ребенка средствами двух языков и представленных ими культур. Ребенок-билингва имеет возможность интеграции в две языковые культуры, что способствует как его умственному, так и психическому развитию, расширяет и обогащает мышление и кругозор воспитанника. Овладение белорусским языком способствует формированию национального самосознания ребенка. Что к освоению русского языка, то русскоязычное общение расширяет коммуникативную среду воспитанников, содействует их приобщению к мировой культуре. Одновременное же овладение детьми дошкольного возраста двумя языками (русским и белорусским) расширяет их мировоззрение, способствует развитию поликультурного сознания и увеличивает потенциальные речевые возможности.

Однако наивысший уровень языковой компетентности детей обеспечивает все-таки русский язык. Белорусский, который является языком национальной принадлежности, выступает в основном в качестве языка национальной идентификации.

Учитывая то, что белорусский язык для белорусских детей является родным в основном по критерию идентификации, Н.С. Старжинская утверждает, что ее необходимо начинать изучать как можно раньше, с момента посещения ребенком учреждения дошкольного образования, путем введения в национально-культурный фон языка. Что касается специальных занятий по обучению белорусскому языку в учреждениях дошкольного образования с русским языком обучения, то они должны проводиться с детьми, начиная со среднего дошкольного возраста. Основными специальными методами обучения детей белорусскому языку выступают: прямой, сопоставительный и комбинированный методы.

Обучение воспитанников белорусскому языку на основе прямого метода организуется путем «погружения» в языковую среду. Естественно, что оно происходит без опоры на русский язык. Данный метод получил название метода иммерсии («погружения» тотального или полного). Однако в практике работы учреждений дошкольного образования с русским языком обучения наиболее приемлемым является метод мягкой иммерсии, предусматривающий постепенное введение белорусского языка в процесс обучения. Также широко используется в практике билингвальное обучение частичная иммерсия, которая предполагает организацию процесса обучения средствами двух языков.

Сопоставительный метод обучения детей белорусскому языку предполагает опору на русский. Освоение белорусского языка происходит на основе анализа, сопоставления и обобщения двух языковых систем. При этом обучение детей белорусскому языку при помощи сопоставительного метода основано на модели переноса языковых навыков с русского языка на белорусский. При комбинированном методе используются приемы двух первых методов.

На более поздних этапах обучения языкам применяется паритетная модель обучения (равноправие в использовании русского и белорусского языков). Относительно приоритетной модели стоит отметить, что равноправие в использовании русского и белорусского языков касается, прежде всего, организации всего образовательного процесса в учреждении дошкольного образования. С целью успешного формирования двуязычия желательно создать в учреждении дошкольного образования специальное коммуникативное окружение, которое предусматривает присутствие двух языков во всех видах детской деятельности и организацию специальных занятий по развитию речи детей на двух языках.

Н.С. Старжинская отмечает, что в этом случае наиболее оптимальным путем развития у детей дошкольного возраста белорусской речи является тот, который сочетает с одной стороны развитие «чувства белорусского языка» в результате постепенного «погружения» в соответствующую коммуникативную среду, а с другой - специально организованное обучение, ориентированное на формирование у воспитанников элементарного языкового общения.

По мнению исследовательницы, общая стратегия обучения детей дошкольного возраста белорусскому языку обозначается «снизу вверх» с помощью «стихийного» и в определенной мере упорядоченного освоения детьми языковых средств и «сверху вниз» на специальных занятиях через овладение методично нормируемыми языковыми средствами, путем как неосознанного обобщения языкового материала, так и его анализа.

Успешному овладению речевыми навыками детей на белорусском языке будет способствовать организация специальных занятий на белорусском языке один раз в неделю, продолжительностью 20 минут, в первой половине дня в средней и старшей группах. Проведение ситуаций общения на белорусском языке по подгруппам во второй половине дня продолжительностью 20 минут в тех же группах; общение на белорусском языке в пассивной форме с детьми от 3-х до 4-х лет во время прослушивания белорусских песен, произведений художественной литературы, фольклора, просмотра мультфильмов; присутствие детей младшего и среднего дошкольного возраста на праздниках, концертах, спектаклях, проводимых детьми старшего дошкольного возраста на белорусском языке; введение в нерегламентированную деятельность белорусских игр, прослушивание записей сказок, стихов на белорусском языке; организация экскурсий в краеведческий музей с целью знакомства с культурой, историей страны; налаживание действенно-ориентированного общения: инсценировки, ролевые игры, игры-драматизации на белорусском языке; организация образовательных ситуаций в различных видах деятельности на белорусском языке.

Если педагоги являются носителями языка, это гарантия того, что ребенок успешно овладеет коммуникативными навыками на белорусском языке.

 

Воспитатель и музыкальный руководитель: вопросы сотрудничества и сотворчества

    Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в дошкольном учреждении – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть цели, поставленной в программе: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку; решить задачи: развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству. Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника. Нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии - с целью поддержания дисциплины.   Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.

Педагогу-воспитателю необходимо:

1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.

2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

5. Разучивать движения с отстающими детьми.

6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).

9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждогоребенка.

11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

17. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

18. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.

19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

20. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.

Занятия музыкальной деятельностью

     Музыкальные занятия – это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы.

     Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе.

     Успешное и планомерное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада позволяет добиться цели и задач, сформировать предусмотренные программой умения и навыки и в полной мере развить соответствующие возрасту интегративные качества каждого ребёнка.

    Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребёнок, вам всё интересно, и вы, вместе с детьми, весело поёте песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку, делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идёт педагогический процесс, который необходимо контролировать.

    Музыкальный руководитель на занятиях музыкальной деятельностью развивает музыкальные способности воспитанников, обучает детей необходимым умениям и навыкам, которые они затем смогут применять в самостоятельной деятельности в детском саду и в семье, формирует основы музыкального вкуса у воспитанников, обогащая их чувства.

 Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.

    Готовясь вместе с детьми к занятиям музыкальной деятельностью, воспитатель должен придерживаться следующих правил:

 На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.

 Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.

 На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.

 Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.

 Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т.д.

 Следить за правильным выполнением детьми движений.

 Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховоевосприятие и сосредоточенность.

 В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

 сидит с безучастным видом;

 перебивает исполнение;

 дает словесные указания наравне с музыкальным руководителем (хотя двух центров внимания быть не может);

 нарушает ход занятия (входит и выходит из зала, пользуется мобильным телефоном).

Анализ работы музыкальных руководителей   выявил, что активность воспитателя зависит от трех факторов:

1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.

3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал

Воспитатель обязан активно участвовать в процессе обучения детей на музыкальных занятиях:

 Развивать самостоятельность, инициативу детей в применении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулках, утренней гимнастике, занятиях), содействовать тому, чтобы дети отражали музыкальные впечатления в творческих играх;

 Развивать мелодический слух, чувство ритма детей в процессе проведения музыкальных дидактических игр;

 Углублять музыкальные впечатления детей путём многократного слушания магнитофонных записей.

 Знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях;

 Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми своей группы в случае отсутствия музыкального руководителя (болезнь, отпуск).

На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей:

1. Умственное: дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т. е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.

2. Нравственное - волевое: воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности.

3. Физическое: в танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.

4. Эстетические: чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно ее чувствовать, познают прекрасное.

5. Певческие навыки: чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций.

Виды музыкальной деятельности:

1. Вводная часть.

2. Слушание музыки.

3. Пение и песенное творчество.

4. Музыкально – ритмические движения.

5. Развитие музыкально – игрового творчества.

6. Игра на детских музыкальных инструментах.

Воспитатель в различных видах деятельности музыкальных занятиях:

Слушание музыки:

-личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

- следит за дисциплиной;

-оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:

- не участвует во время быстрых опросных упражнений;

- в распевании не участвует, чтобы не сбивать детей;

-поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;

- поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;

-при совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;

Музыкально-ритмические движения и игры:

- участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям;

-дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение - упражнения на развитие творческой активности детей);

-принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно;

-корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца или пляски;

-разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;

-берет одну из ролей в сюжетной игре;

- наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах:

-играет на всех инструментах, которые используются детьми на

музыкальных занятиях.

-умеет правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.

Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне их. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности.

Праздники и развлечения.

Праздник – это повод проявить себя, выразить внимание к другим людям. Праздник – это ощущение радостной атмосферы, приподнятого настроения. Праздник формирует духовный мир человека, воспитывает лучшие черты его личности. Праздники связывают их участников с жизнью страны, развивают творчество, эстетические и нравственные качества. Праздники обогащают жизнь яркими, образными переживаниями, дают возможность детям и взрослым содержательно и весело отдохнуть. Праздники являются могучим воспитательным средством, атмосфера происходящего, красочность оформления, костюмы – все это оказывает положительный эффект на эстетическое воспитание ребенка:

 они обогащают их новыми эмоциональными переживаниями, расширяют кругозор;

 дети приобретают новые знания, а также закрепляют уже имеющиеся у них;

 у детей развивается чувство индивидуальной и коллективной ответственности, воспитывается чувство товарищества, взаимопомощи, а также решаются задачи по гендерному воспитанию детей (пригласить на танец, проводить по окончанию);

 совместная подготовка к празднику, общность интересов сплачивают детей, сближают с воспитателем и с музыкальным руководителем;

 в играх, танцах, театрализации выявляются и развиваются творческие способности детей.

Основные праздники, которые отмечаются с особой торжественностью, требуют предварительной подготовки.

Следует предусмотреть следующие вопросы:

 Разучивание музыкально-ритмического репертуара с детьми.

 Подготовка взрослых к празднику.

 Организация дня праздника.

 Взаимодействие с родителями в связи с организацией и проведением праздников и досугов.

 Подготовка подарков к празднику.

 Оформление помещения.

 Закрепление праздничных впечатлений.

Основная цель праздника в ДОУ - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности.

Воспитательная работа в связи с наступающим праздником должна быть четко спланирована. Воспитателю и музыкальному руководителю необходимо помнить, что подготовка к празднику, сам праздник и послепраздничные дни — это звенья одной неразрывной цепи.

Подготовка к празднику должна начаться своевременно, проводиться планово, без спешки, чтобы дети имели возможность постепенно усваивать материал. Это касается и детей и воспитателей, и музыкальных руководителей.

Музыкальный руководитель:

 отбирает и разучивает музыкальный материал, который нужно грамотно и выразительно исполнить детям;

 намечает и проводит индивидуальные занятия с подгруппами или отдельными детьми;

 обеспечивает полноценное звучание музыкальных произведений, их художественное исполнение;

 настраивает детей на выразительное исполнение;

 отвечает за составление сценариев праздников, программ развлечений;

 принимает участие в оформлении музыкального зала;

 участвует в изготовлении атрибутов и костюмов.

Педагогам необходимо помнить, что нельзя начинать подготовку и слишком рано, чтобы у детей не пропал интерес к празднику. Важным условием является доступность праздничного материала: если материал дается детям по их силам и возможностям, то и не потребуется длительной подготовки.

Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие. При составлении праздничной программы очень важно предусмотреть участие всех детей — каждый должен себя чувствовать активным членом коллектива. Бывают, однако, случаи, когда наиболее способных детей перегружают, а отстающих совсем отстраняют от выступлений. Это оказывает дурное влияние, как на тех, так и на других. У первых развивается зазнайство, самомнение, у других теряется интерес и появляется неуверенность в своих силах и возможностях в выполнении тех или иных заданий. Необходимо при распределении ролей между детьми учитывать их индивидуальные способности,склонности и интересы. Воспитатели должны быть активными участниками праздника. Они могут спеть песню, прочитать рассказ, сказку или стихотворение, исполнить пляску. Особой теплотой и непосредственностью отличаются те праздничные дни, в которых принимали участие родители.

Этапы работы над праздником:

1 этап – предварительное планирование.

2 этап – работа над сценарием.

3 этап – предварительное знакомство детей с праздником.

4 этап – репетиции.

5 этап – проведение праздника.

6 этап – подведение итогов.

7 этап – последействие праздника.

1. В конце учебного года проводится собрание, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздничных мероприятий, и устанавливаются сроки их проведения.

2. На втором этапе начинается непосредственная подготовка к празднику. Создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. В праздник включается как можно больше игр, а музыкальная, речевая деятельность детей строится на приобретенных уже умениях и навыках.

3. Когда сценарий готов, детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют, кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, дети и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи взрослых будет двигаться.

4. После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, группы и т. д. изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы.Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника.

5. Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенное и украшенное место проведения полно зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.

6. Это подведение итогов. Детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача взрослых на этом этапе состоит в том, чтобы «привязать» к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи взрослых выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты. Хорошо проводить обсуждения прошедшего праздника на педагогических совещаниях, где обсуждаются положительные моменты праздника и допущенные ошибки.

7. Последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках, фотографиях, видеозаписях и т.д.

Предпраздничная работа взрослых должна быть четко спланирована. Между всеми членами коллектива распределяются обязанности - каждому поручается определенный участок работы, за который тот отвечает перед праздником и во время проведения его. Одному из воспитателей поручается ведение праздника.

Роль ведущего на музыкальных праздниках

Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой программы.

Роль воспитателя на праздниках

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

Итак:

1. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.

2. Перед утренником важно настроить детей на радостное, но ответственное событие в жизни группы, напомнить о правилах поведения на празднике.

3. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.

4. По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением праздников, когда дети фотографируются).

5. На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.

6. Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.

7. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.

Часто встречающиеся ошибки в процессе проведения праздника:

 не следует всем взрослым танцевать с детьми, достаточно одного, кроме хоровода (относительно младших детей);

 стараться не вставать спиной к родителям, находить свое место на празднике справа или слева;

 во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом;

 все стихи обговариваются, если в этом есть затруднения,обратиться старшему воспитателю;

 недопустимо спрашивать детей, кто хочет читать стихи (читать стихи хотят все);

 не используем в речи слово «стишок», говорим – прочитает стихотворение;

 неудачное выражение, которое может привести к сутолоке около ёлки, особенно, для малышей - «подойдите к ёлке», нужно предложить детям взяться за руки и встать вокруг ёлки;

 перед праздником проверить количество стульчиков, атрибутики, музыкальных инструментов соответственно количеству детей на празднике;

 Дед Мороз не должен относить свой «трон» от ёлки во время детских выступлений, удачнее поручить это кому-то;

 если предлагаете подарки ли угощения в зале, значит отдайте их детям, именно в зале;

 перед выходом в зал детей не должно быть томительного длительного ожидания (чтобы избежать этого, нужно рассчитать время, когда раздать детям праздничные атрибуты и когда приготовиться к выходу).

Закрепление праздничных впечатлений

Праздник окончен, но праздничные впечатления еще долго живут в памяти детей. Они делятся ими со своими товарищами, воспитателями, родителями, отражают их в своих играх, рисунках, лепке. Воспитатель и музыкальный руководителя стремятся закрепить наиболее красочные впечатления, связанные с тематикой праздника. По желанию детей на занятиях повторяют некоторые праздничные песни, игры, танцы, инсценировки. Часто дети, не участвовавшие на празднике в каком-нибудь номере, изъявляют желание включиться в него, повторение праздника проходит почти полностью, а гостями бывают сотрудники детского сада. Нередко воспитанники детского сада по прошествии многих лет вспоминают о праздниках в детском саду и о своем участии в них.

На всех этапах подготовки и проведения праздников и развлечений необходимо тесное взаимодействие взрослых, ведущего, педагогов, музыкального руководителя, которые в сотрудничестве с детьми и их родителями должны терпеливо преодолевать трудности, возникающими в процессе подготовки к празднику. Праздники должны быть яркими, интересными, насыщенными разнообразной деятельностью, ориентированными как на развлечение, так и на развитие детей.

Праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И мы никогда не должны забывать, что праздник – это радость. Так давайте дарить ее детям и друг другу, не жалея сил в поддержке, улыбок и комплиментов. И тогда все у нас получится!

Взаимодействие воспитателей и родителей в проведении и организации праздников и досугов

Родители – желанные гости на празднике. Если помещение мало и не может вместить всех гостей, то на каждый праздник выделяется группа родителей, которые приходят с пригласительными билетами. Родители так же могут принять участие в подготовительной работе к празднику. Они помогают в украшении помещения, в оформлении стенной газеты, в изготовлении костюмов и т.д. Всю подготовку следует полностью закончить до наступления праздника.

Таким образом, если все участники образовательно-воспитательного процесса будут работать с любовью, доверием и уважением друг к другу, стараясь использовать каждую минуту для развития ребёнка, то этот уникальный период – дошкольное детство – станет крепкой базой и основой дальнейшей успешности не только отдельно взятого ребёнка, но и общества в целом.

Роль воспитателя на физкультурных занятиях

     Физкультурные занятия – это основная форма организации физического воспитания в детском саду. Для того чтобы физкультурное занятие прошло эффективно необходимы слаженные действия руководителя физического воспитания и воспитателя. Так как воспитатель является активным участником образовательного процесса на физкультурном занятии, то воспитателю необходимо самому знать методику обучения движениям, общеразвивающим упражнениям, особенности выполнения движения, технику выполнения, педагогические требования при обучении.

     Перед физкультурным занятием воспитатель прослеживает за спортивной одеждой детей и обувью, чтобы были сняты майки и у детей ничего не находилось в руках и во рту. Воспитатель сам переодевается в спортивную форму. Перестраивает детей по росту: от самого низкого ребёнка до самого высокого.

Важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности. Он должен помочь детям лучше усвоить программные задачи. При этом его активность на занятии зависит прежде всего от возраста детей. Наиболее активная роль принадлежит воспитателю младшей группы. Воспитатель выполняет всё с самого начала занятия: с входом в зал, построения детей в шеренгу и до его окончания: выход из зала спокойным шагом.

В средней, старшей  группах воспитатель  помогает руководителю физического воспитания в перестроении детей, раздаче и сборе спортивного инвентаря.

Во время выполнения общеразвивающих упражнений  и  в основных видах движений воспитатель следит за исходным положением и качеством движений, делает по необходимости замечания детям или поощряет тех, которые верно справились с заданием, применяя самые разнообразные приёмы.

Во время подвижных игр воспитатель следит за детьми, чтобы они правильно передавали игровой образ, не нарушали установленные правила.

Умения, знания и навыки, полученные детьми на физкультурных занятиях, воспитатель умело должен применять на утренней гимнастике  и в повседневной жизни детей.

Ежедневные занятия с каждым ребёнком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю и руководителю физического воспитания  осуществлять физическое развитие всех детей.

Руководитель физического воспитания  консультирует воспитателей, даёт необходимые советы, оказывает помощь.

Особенно содержательная  совместная  работа  с воспитателем и музыкальным руководителем проводится в ходе подготовки к утренней гимнастики, спортивным праздникам, досугам, развлечениям. Учитывая способности каждого воспитателя необходимо распределить роли для сюрпризных моментов праздника, отработать их, подобрать музыкальное сопровождение, песни, танцы.

Чтобы воспитатель был первым помощником руководителя физвоспитания, с ним надо регулярно взаимодействовать. На консультациях знакомить воспитателей  с планом работы, разрабатывать утреннюю гимнастику, обращать внимание на те умения и навыки, которыми должен овладеть каждый ребёнок, вместе обсуждать проведенные занятия, учитывать, кому из детей нужна индивидуальная помощь. А на практических занятиях помогать  воспитателям, совершенствовать их навыки и умения.

Постоянная, совместная работа руководителя  физического воспитания  и воспитателя группы может привести к желаемым результатам в решении задач общего физического воспитания дошкольников.

Примерное распределение обязанностей в ходе занятия:

1часть.  

Руководитель физического воспитания – обращает внимание детей на правильность выполнения ходьбы и бега, выполняет бег вместе с детьми.

Воспитатель – следит за осанкой детей и  за внешними признаками утомления, выполняет ходьбу  вместе с ними.

2часть.  

А) ОРУ

Руководитель физического воспитания – объясняет и показывает упражнение, контролирует его правильность выполнения.

Воспитатель – следит за правильностью выполнения упражнений, помогает детям, нуждающимся в индивидуальной помощи, помогает принять исходное положение, исправляет неверно выполненное упражнение.

Б) ОВД

Руководитель физического воспитания – расставляет инвентарь, объясняет и показывает упражнения детям, контролирует правильность выполнения и обеспечивает страховку, занимается с первой подгруппой.

Воспитатель – контролирует правильность выполнения и обеспечивает страховку, вместе с детьми помогает убирать инвентарь, занимается со второй подгруппой.

В) ИГРА

Руководитель физического воспитания – сообщает название игры, объясняет правила, показывает разметку площадки, руководит ходом игры и действиями детей.

Воспитатель – на первом этапе разучивания берет на себя роль ловишки, на последующих принимает участие в игре, следит за соблюдением правил и за внешними признаками утомления. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности.

3 часть.

Руководитель физического воспитания – сообщает название игры, объясняет правила, показывает разметку площадки, руководит ходом игры и действиями детей.

Воспитатель – следит за соблюдением правил, следит за осанкой, принимает участие в игре.

В заключительной части занятия физической культурой при подведении инструктором  итогов,  воспитатель также может выразить свое мнение о том, как прошло мероприятие, кто из детей справился с заданием, что им не удалось.

После совместного проведения занятия физической культурой деятельность воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки  и игры он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и прогулок).

Средства наглядного моделирования в речевом развитии детей

         Многолетний опыт показывает, что для формирования и активизации связной речи дошкольников наряду с традиционными методами и приемами можно использовать метод моделирования: схемы, силуэтные изображения, пиктограммы, мнемодорожки.

    В непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста, обычно, педагог использует различные методы и приёмы. Задаёт вопросы детям, напоминает, подсказывает. Часто приходится вмешиваться в рассказ или пересказ ребенка, задавать ему массу вопросов: «Какое время года наступило?», «Что делали дети?», «Из чего они слепили снеговика?», «Чем закончился рассказ?» и т.д. Но можно изменить ситуацию к лучшему, внедрив в образовательный процесс метод моделирования. 
     Как же можно помочь ребенку при рассказывании, при заучивании стихотворений, пересказе коротких текстов, используя модели – схемы?

   Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Это приводит к тому, что дети более отчетливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

    Средства наглядного моделирования в речевом развитии детей используются для обучения дошкольников: пересказу; составлению описательного рассказа; составлению рассказа на определенную тему; составлению рассказов по картине; рассказыванию с элементами творчества. 
   Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель. 

       Работу с моделями можно начинать со второй младшей группы. Наиболее простой вид – модели сериационного ряда.

      С помощью этих моделей можно пересказывать такие сказки, как «Репка», «Теремок», «Колобок», в которых герои значительно отличаются друг от друга по величине и их можно соотнести с фигурами разного размера, но обязательно одинакового цвета. Сначала нужно обсудить с детьми, кого из героев будет заменять та или иная геометрическая фигура. Затем, по мере рассказывания сказки, дети раскладывают заместители в нужном порядке. Двигая фигуры, и отождествляя их с определенным героем, дети пересказывают сказку. Например, воспитатель рассказывает детям сказку «Репка», а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент.

        На следующем этапе обучения детям предлагаются круги разного цвета и модели выбираются совместно с детьми ассоциативно с учетом внешнего признака героя: цвета. Желтого цвета может быть цыпленок, утенок, зеленого – лягушонок, оранжевого – лиса, серого – волк и т.д. Цветом круга можно показать, какой герой по характеру: добрый или злой. Злой – всегда черный цвет. (Значит, избушка черного цвета может быть чьей?) В младшем дошкольном возрасте можно применять модели-декорации.

        В средней группе дети учатся создавать модели самостоятельно. Во время образовательной деятельности в режимных моментах воспитатель предлагает детям схематично изобразить того или иного героя сказки. Важно суметь найти в рисунке-схеме главную деталь, не обращая внимания на мелкие. Дети рисуют модели, а потом совместно выбирают самую правильную модель и принимают ее за основу, т.е. зайца в дальнейшей работе будем изображать только так, лису – так, медведя – так и т.д. Постепенно дети учатся схематически записывать знакомые сказки и рассказы и пересказывать их.

       В работе со старшими дошкольниками моделирование представляет собой огромный простор фантазии. Чтобы облегчить детям пересказ текста, можно очень быстро «зарисовать» его с помощью пиктограмм или выбрать нужные пиктограммы из предложенных воспитателем. Получается картинный план рассказа, по которому все дети могут близко к тексту составить пересказ.

      Например, модель поезда означает начало, середину, конец рассказа или сказки. Начало и конец – короткие, середина – длинная. По выложенным пиктограммам дети пересказывают сказку или рассказ.

      Составление описательных рассказов. Особенно ощутимую помощь модельно-графический план оказывает в составлении описательных рассказов, который можно использовать для работы со старшими дошкольниками. Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи недостаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления. Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу. Поэтому сначала учим детей выделять существенные признаки предмета, а затем переходим к обучению описания по схеме.

      В группе должно быть большое количество схем для помощи в составлении описательных рассказов об игрушках, одежде, посуде, овощах и фруктах, растениях, животных и птицах. Элементами модели описательных рассказов становятся символы-заместители качественных характеристик объекта: принадлежность (род, вид), величина, цвет, форма, составляющие детали, качество поверхности, материал, из которого изготовлен объект, как он используется (какую пользу приносит), за что нравится (не нравится). По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе. Моделирование служит средством планирования высказывания. 
         Составление рассказа на определенную тему. Как сформировать речь ребенка, напомнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи?

    Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).
         Пример составления рассказов о временах года.

       На первом этапе для составления рассказов используем графические модели с приметами определенного времени года. Можно расположить модели в ряд, можно по кругу, а в середину круга поместить начальную букву времени года. Дети составляют рассказы, опираясь на приметы. Все приметы изображены схематически, совместно с детьми обсуждено их значение. Затруднений при рассказывании обычно не бывает, но детские рассказы похожи один на другой. Чтобы разнообразить данные рассказы, можно ввести схемы: зеленая волнистая линия означает, что надо подбирать разные слова-признаки (синонимы прилагательным). Две зеленые полосы означают выбор разнообразных слов-действий (синонимы глаголов). Сначала дети упражняются в составлении распространенных предложений по схемам, а затем и в составлении рассказов. Рассказы будут получаться разнообразными и интересными. 

   Творческий рассказ. Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов. Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание. В качестве символов-заместителей при моделировании творческих рассказов используются графические модели или пиктограммы.

    Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая: ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается педагогом (дается готовая схема, озвучивается название рассказа или сказки, например, «Как щенок Машеньку спас»);  педагог предлагает конкретные персонажи рассказа. 

    Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. 
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. 
   Игровые модели для обучения детей составлению загадок, сравнений, метафор. 
         «Придумай загадку»
. Можно использовать две модели для составления загадок:

  • у объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «Какой?» и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. Например: «заяц какой?»
  • выделяются действия объекта и перечисляются другие объекты, у которых данные действия ярко выражены. Например: медведь что делает?

    Обучение детей составлению загадок идет от полуактивного этапа, когда воспитатель вместе с детьми составляет общую загадку, к активному, когда ребенок сам выбирает объект и модель загадки.

     «Придумай красивое сравнение». Выбирается объект, к которому будут придумывать сравнение. Дети придумывают сравнение, используя модели - подсказки: рассматривая цвет, форму, размер; или сравнивая с подходящим сказочным героем. («В темной воде, как в огромном зеркале, отражаются темные камни и тонкая осинка с листочками-монетками» (по картине В.М. Васнецова «Аленушка»); «Сосна, словно огромный стражник в снеговой шубе и нахлобученной до бровей шапке», «Снег лежит, словно пушистое белое одеяло», «Снег похож на серебристый сверкающий волшебный ковер» (по картине И.Шишкина «Одинокая сосна»).

       Познавательно-речевое развитие дошкольников – очень важный раздел в образовательном процессе, и  моделирование позволяет превратить обучение в игру. 
         Одной из основных задач учреждения дошкольного образования является обучение детей связной речи, т.е. умению чётко, последовательно излагать свои мысли. Основными задачами занятий по развитию речи являются следующие: расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; развитие наблюдательности детей на основе систематических упражнений; освоение языка, его грамматического строя, коммуникативной функции общения.

       Основными принципами организации занятий с детьми дошкольного возраста наряду с общедидактическими, являются предметность и наглядность преподавания, развивающая направленность обучения. Под предметностью понимается организация обучения таким образом, чтобы изучаемый предмет был по возможности воспринят всеми органами чувств: слухом, зрением, осязанием, обонянием, тактильными ощущениями. Предметность предполагает последовательное замещение живого, натурального объекта на предметно-схематическую модель. Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи, по мнению Л.В. Эльконина, является наглядность.

    Наглядность обучения предполагает использование на занятиях, помимо натуральных объектов, различных вариантов изобразительных средств: картины, рисунки, таблицы, схемы, технические средства обучения.

    Развивающая направленность обучения предусматривает использование методов и приёмов, предполагающих развитие высших психических функций ребёнка: восприятия, памяти, внимания, мышления и т.д. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора выделяется создание плана высказывания. На значимость этого факта указывал известный психолог Л.С.Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться следующим.

Но у детей возникают затруднения в следующем:

  • в самостоятельном определении главных свойств и признаков предмета;
  • в установлении последовательности изложения выявленных признаков;
  • в  удержании в памяти  этой последовательности, которая является планом рассказа-описания;

         Во избежание этих затруднений   можно использовать модели-схемы для составления описательных рассказов об игрушках, овощах, птицах, животных, посуде, одежде, времени года, транспорте и т.д.

Принцип составления и использования схем-моделей: лист картона размером 45х30 см. разделён на 6 квадратов (по количеству характерных признаков предмета или объектов, о которых надо рассказать).

Об игрушках

1.Цвет. В первом квадрате нарисованы красное, жёлтое, синее и зелёное цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели чёткой, узнаваемой детьми формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смещения понятий цвет-форма.

2. Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на их форме. Если форма описываемой игрушки сложная (кукла, луноход), этот пункт опускается, а соответствующая часть схемы закрывается листом белой бумаги.

3.Величина. В квадрате нарисованы 2 игрушки контрастной величины. Детям напоминают, что, кроме понятия «большой - маленький», надо использовать понятия «высокий - низкий», «длинный - короткий», «широкий - узкий», «толстый - тонкий».

4. Материал. На эту часть листа наклеены 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, плёнки «под дерево». Они изображают соответственно материал.

5. Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка цельная, на части не делится, то этот пункт опускается.

6. Действия с игрушкой. Изображена кисть руки с разведёнными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и другие приёмы расширения глагольного словаря детей.

Одежда

1. Цвет.

2. Материал.

3. Части одежды.

4. Сезонность одежды.

5. Для кого предназначена одежда.

6. Действия с одеждой.

Посуда

1. Цвет.

2. Форма.

3. Величина.

4. Материал.

5. Части посуды.

6. Действия с посудой.

Овощи и фрукты

1. Цвет.

2. Форма.

3. Величина.

4. Вкус.

5. Место произрастания.

6. Как употребляется в пищу. В предварительной работе с детьми уточняется, какие овощи и фрукты едят сырыми, какие варят, жарят, консервируют, квасят, маринуют и т.д.

Времена года

Это систематические наблюдения за состоянием природы и погоды, за их изменением. Как показывает опыт, слова, обозначающие абстрактные понятия, связанные с явлениями природы, например, пасмурное небо, моросящий дождь, увядающая трава и т.д., необходимо многократно повторять, чтобы они вошли в словарь ребёнка.

1. Солнце.

2. Небо.

3. Земля.

4. Деревья.

5. Люди (сезонная одежда).

6. Звери (сезонные изменения в жизни диких животных).

7. Птицы (сезонные изменения в жизни птиц, классификация).

8. Занятия детей (игры, труд).

 

Как подготовиться и провести занятие

Рекомендации воспитателям:

Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов: планирование занятий, подготовка оборудования, подготовка детей к занятию.

Планирование занятий:

  • Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия
  • Составить план – конспект, который включает в себя:

-Программное содержание (образовательные задачи: обучающие, развивающие, воспитательные)

-оборудование (наглядный материал: демонстрационный или раздаточный)

 -предварительную работу с детьми (если необходимо)

 -ход занятия и методические приёмы

Планировать необходимо не одно занятие, а систему, постепенно усложняя и закрепляя материал. Методической литературой пользуемся, но не механически переписываем её, а применяем с учётом особенностей детей.

Подготовка оборудования:

  • Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т.д.
  • К некоторым занятиям нужно готовиться заранее (например, если необходимо показать проросшее семя растения, его нужно прорастить заранее)
  • При проведении экскурсии педагог должен заранее сходить на место, выделить объекты для наблюдения, продумать, как будут размещены дети, выбрать самый короткий и безопасный маршрут.

Подготовка детей к занятиям

  • Создавать интерес к предстоящей работе
  • Предупреждать детей о начале занятия заранее (минут за 10), чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие
  • Организовать работу дежурных по подготовке к занятию

Полезно пополнить свои собственные знания о предмете занятия: прочитать художественный очерк, навести справку у знающих лиц, детально ознакомиться с местом и объектом экскурсии, чтобы быть во всеоружии на занятии, так как дети могут задать такой вопрос, что для простого и понятного ответа на него необходимо самому иметь достаточные знания.

 Тщательная подготовка к занятию придает воспитателю уверенность, спокойствие, которое всегда хорошо влияет на детей.

Особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах

Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса. При посещении занятий прежде всего следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.

Длительность занятия должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало занятия, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.

Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Детям надо предоставлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения (например, как решать задачу, делать игрушку). Объяснение не должно занимать более 3–5 мин.

В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.

В ходе занятия педагог сообщает детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.

В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.

Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог.

В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.

Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей.

 При организации занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы.

Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым.

Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка. Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушения осанки. Во всех группах физкультминутки проводятся систематически. Обычно это кратковременные перерывы (1,5–2 мин).  Во второй младшей и средней группах физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяются характером и содержанием занятия. Так, например, на занятиях по рисованию, лепке физкультминутка включает активное сгибание, разгибание рук, сведение и разведение пальцев, свободное потряхивание кистями рук. На занятиях по развитию речи, математике используются упражнения для мышц спины – потягивания, выпрямления с глубоким дыханием через нос. С целью усиления эмоционального воздействия физкультурных минуток воспитатели могут использовать небольшие стихотворные тексты.

В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.

С детьми:

До 3-х лет рекомендуется проводить 10 занятий в неделю продолжительностью 10 мин.

4-го года жизни – 12занятий продолжительностью не более 15 минут.

5-го года жизни – 15занятий продолжительностью не более 20 минут.

6-го года жизни - 15 занятий продолжительностью не более 25 минут.

В соответствии с примерными режимами дня и временем года занятия в группах рекомендуется проводить с 1 сентября по 31 мая. Воспитателю предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения.

В раннем дошкольном возрасте с детьми проводятся игры – занятия. 

Форма организации детей на занятия может быть различной: малыши сидят за столом, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.

Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает.

Важным дидактическим принципом, на основе которого строится методика занятий с детьми 2-го года жизни, является применение наглядности в сочетании со словом.

Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер.

В группах детей старшего возраста, когда познавательные интересы получают уже известное развитие, бывает достаточно сообщения о теме или основной цели занятия. Дети старшего возраста привлекаются к организации необходимой обстановки, что также способствует возникновению интереса к занятию. Однако основное значение имеют содержание и характер постановки учебных задач.

Дети постепенно приучаются к определенным правилам поведения на занятиях. О них воспитатель все время напоминает детям и при организации занятия и в начале его.

В конце занятия со старшими детьми формулируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия.

Окончание занятия в младших группах направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием занятия, так и с деятельностью детей. Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей.

 

Рекомендации по планированию образовательного процесса в условиях реализации учебной программы дошкольного образования

    Повышение качества развития и воспитания ребёнка в учреждениях дошкольного образования, изменение нормативного и учебно-методического обеспечения дошкольного образования Республики Беларусь обосновали  потребность в поиске наиболее эффективных моделей планирования образовательного процесса.

 Следует отметить, что существуют общепринятые формы планирования:

Календарное планирование – планирование специально организованного обучения, видов детской деятельности и соответствующих им форм работы с дошкольниками на каждый день недели;

Перспективное планирование – планирование на длительный период: год, полугодие, месяц;

Перспективно-календарное планирование – часть разделов плана планируется на год, полугодие, месяц, а часть разделов планируется на каждый день недели месяца.

План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста может включать следующие структурные компоненты:

Годовые задачи учреждения дошкольного образования.

Научно­методическое обеспечение (перечень учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных научно­методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь).

Список детей по подгруппам (с учетом возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников; подгруппы детей могут изменяться в течение года).

Циклограмма совместной деятельности педагогического работника с воспитанниками в течение дня (содержание деятельности с воспитанниками в первую и вторую половину дня).

Взаимодействие с семьями воспитанников (формы и содержание работы по психолого­педагогическому образованию родителей и включению их в образовательный процесс).

 

Содержание

Дата проведения

Ответственный

Отметка о выполнении

Коллективные

 

 

 

Индивидуальные

 

 

 

Наглядно-информационные

 

 

 

Информационно-коммуникационные (сайт, электронная почта и т.д.)

 

 

 

Индивидуальная работа с воспитанниками (содержание работы по образовательным областям учебной программы дошкольного образования на основе ежедневных наблюдений педагогического работника и с учетом результатов детской деятельности. Коррекционно­развивающая работа планируется и осуществляется педагогом­психологом, учителем­дефектологом).

Закаливание (основные виды закаливания планируются с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения дошкольного образования).

Двигательная активность (содержание мероприятий распорядка дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на 1­й и 2­й прогулках, активный отдых).

Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие).

При планировании специально организованной деятельности учитываются регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования занятия по образовательным областям:

-  Физическая культура;

-  Ребенок и общество;

-  Элементарные математические представления;

-  Ребенок и природа;

-  Развитие речи;

-  Обучение грамоте;

-  Искусство.

Занятия планируются на каждый день недели по следующей схеме:

День недели, дата;

1.  Образовательная область и вид занятия, например "Искусство" (рисование);

2.  Тема занятия;

3.  Программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);

4.  Источники планирования;

5. Методические приемы (перечисляются конкретные приемы, с помощью которых будут достигаться поставленные цели по отношению к группе в целом, к отдельному воспитаннику, например беседа, рассматривание картин, обследование, эксперимент, наблюдение, рассказ, показ способов действия, чтение литературы, дидактическая деятельность детей и т.д.).

 Планирование специально организованной деятельности в разновозрастной группе осуществляется в соответствии с общими требованиями, но имеет определенное своеобразие. При планировании фронтальных форм работы следует учитывать различие содержания (по степени трудности) и продолжительности деятельности детей каждого возраста. Необходимо указывать программные задачи применительно к каждому возрасту; предусмотреть дифференцированные задания для детей.

Нерегламентированная деятельность воспитанников(виды детской деятельности: общение, игра, познавательная практическая (предметная — в группах раннего возраста), художественная, элементарная трудовая). Так, в нерегламентированной  деятельности воспитанников, которая организовывается или возникает как с участием взрослого, так и при его косвенном руководстве с учетом возрастной группы планируем:

-       общение (ситуационные диалоги, беседы, коммуникативные ситуации, артикуляционные  упражнения, фонетические игры, невербальные средства общения, чтение с обсуждением, рассказы, этюды, упражнения на развитие коммуникативных умений, игры-задания, ставящие ребёнка в условия морального выбора, проблемные ситуации.

-   игры (сюжетно-ролевые игры, режиссерские, театрализованные, дидактические игры, развивающие,  интеллектуальные, игры-экспериментирования, подвижные игры, игра с природными материалами, игры-драматизации, народные белорусские игры); сенсомоторные игры, игры-экспериментирования);

  познавательную практическую деятельность (наблюдения, обследование, действия с измерительным оборудованием, проблемные ситуации, экспериментирование, опыты, целевые прогулки, экскурсии, моделирование, исследование свойств, просмотр диафильмов, видеофильмов познавательного характера);

-   художественную  деятельность (чтение литературных произведений, праздники, досуги, развлечения, различные виды театров, посещение музеев, театров, выставок, восприятие произведений искусства, чтение литературных произведений, художественное творчество ребенка (рисование, лепка и т.д., музицирование, театр и т.д., рассматривание иллюстраций, картин, художественных фотографий, драматизации).

-       трудовую деятельность  (труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, коллективный труд, ручной труд);

При разработке планирования необходимо ориентироваться на следующие требования:

-  Краткость плана, его компактность, гибкость

- Детализация  плана  в  зависимости  от  образования,  педагогического  опыта  и  индивидуального  стиля деятельности педагога

-  Целенаправленность и конкретность образовательных задач

-  Право выбора наиболее оптимальной и удобной формы плана – за педагогом

-  Согласованность плана с деятельностью учреждения

-  Сочетание перспективности и актуальности намеченных направлений работы

-  Преемственность, систематичность и последовательность

-  Оптимальное сочетание задач обучения и организации деятельности детей

-  Реальность выполнения, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня их подготовленности и условий

-  Единство целевой установки и условий реализации

-  Знание фактического уровня развития воспитанников по всем направлениям.

Следует отметить, основной акцент делается на реализацию направлений средствами игровой деятельности.

При реализации направления физическое развитие воспитанников планируются игры побуждающие ребёнка к выполнению активных движений, способствующие развитию двигательных умений и навыков, физических качеств, формированию координации движений.

При реализации направления социально-нравственное и личностное развитие воспитанников планируются игры способствующие приобретению социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками, игры на формирование  представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам, продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности.

При реализации  направления познавательное развитие воспитанников планируются игры на уточнение и закрепление представлений о труде взрослых, об окружающей действительности, способствующие формированию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремлённость, настойчивость.

При реализации направления речевое развитие воспитанников планируются игры на формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, активизацию словаря, умения правильно выражать свои мысли.

При реализации  направления эстетическое развитие воспитанников планируются игры на формирование и развитие художественных способностей, творчества.

При планировании образовательного процесса в группах раннего возраста с целью качественной реализации содержания учебной программы дошкольного образования необходимо обеспечить повторность проведения занятий. 

Система планирования по реализации содержания учебной программы обеспечит разностороннее развитие и саморазвитие личности ребёнка, формирование у него нравственных норм и приобретение социального опыта, готовности к успешному переходу на следующий уровень образования. Образовательный процесс на основе планирования необходимо осуществлять с учетом принципов гуманистической педагогики, приоритета самоценности дошкольного детства, личностно-ориентированного стиля общения, обеспечения охраны и укрепления здоровья детей, безопасности жизни. Право выбора заниматься той или иной деятельностью остается за ребенком.

 

ДЕТЯМ О НАЛОГАХ

На официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в разделе «Детям о налогах» размещены материалы (сказочные истории), которые необходимо использовать в качестве дополнительной информации при проведении мероприятий в учреждениях дошкольного, общего среднего, дополнительного образования.

Материалы размещены по следующей ссылке http://www.nalog.gov.by/ru/the_children_on_taxes/

Разделы сайта